Ситуация сложная, но не безвыходная. Чтобы снизить риски, я рекомендую компаниям не просто искать альтернативные маршруты, но и внедрять современные логистические стратегии.
Например, можно рассмотреть Северный морской путь. В 2023 году его грузовой поток вырос на 40%, а к 2025 году, по прогнозам, удвоится. Также стоит обратить внимание на железнодорожные коридоры через Монголию и Казахстан. Там есть нюансы с таможней, но если работать с локальными брокерами, сроки можно сократить до 12−14 дней.
Комбинация различных видов транспорта позволит компаниям стать независимыми от отдельных маршрутов. Например, сейчас растет популярность схемы «Китай — Казахстан — Россия», а также перевозки через Турцию и Иран.
Нужно развивать транзитные хабы в дружественных странах, чтобы быть более мобильными и гибкими в работе. Сейчас наблюдается устойчивая тенденция к открытию складов и распределительных центров в Китае, ОАЭ, Казахстане и Турции.
Я считаю, что наращивание собственных транспортных мощностей и автоматизация процессов способны обеспечить будущее компании. Те, кто уже вкладываются в ледокольный флот, портовую инфраструктуру, предиктивную аналитику и блокчейн через 2−3 года будут лидерами. Компания «МеталлИнвест» открыла хабы в Стамбуле и Дубае, что снизило логистические расходы на 25%.